Главная › Статьи › Культура
Культура
Leonard Cohen: новые песни о старом
25.01.2012 5513 5.0
Леонард Коэн в 2011 году. Фото с сайта npr.org


22 января американская некоммерческая медиа-организация NPR выложила на своем музыкальном портале для свободного прослушивания последний альбом Леонарда Коэна (Leonard Cohen) «Old Ideas».

Официальный релиз 12-го по счету студийного альбома Леонарда Коэна, выпущенного звукозаписывающим лейблом Columbia, состоится 31 января. После этого 77-летний певец вновь собирается отправиться в мировой тур.

Темы, затрагиваемые в текстах песен альбома «Old Ideas», носят в основном экзистенциальный характер, называя «жизнь катастрофой, в которой никто не виноват», пишет OpenSpace.ru. По мнению многих критиков, стиль этого альбома во многом перекликается с поздним Бобом Диланом, с которым Коэна сравнивают уже много десятилетий.

Полностью прослушать 42-минутный альбом «Old Ideas» можно здесь.

Леонард Коэн родился 21 сентября 1934 года в Монреале. Его первый поэтический сборник был опубликован в 1956 году, первый роман вышел в 1963. Наибольшее влияние на него в то время имели Уильям Йейтс, Уолт Уитмен и Генри Миллер.

В 1967 году Коэн переехал в Соединенные Штаты, где, благодаря художнику Энди Уорхоллу, началась его музыкальная карьера и вышел первый альбом «Songs of Leonard Cohen». До конца 70-х годов певец записал еще шесть альбомов, после чего замолк на шесть лет.

В 1984 году появился новый альбом «Various Positions» (на котором, в частности, присутствует его знаменитая песня Hallelujah), а в 1988 — «I’m Your Man».

Стиль певца кардинально изменился: если в ранние годы его творчество можно было отнести к фолк-року, а в 1970-е оно находилось ближе к поп-музыке и кабаре, то теперь он стал петь низким голосом в сопровождении музыки с синтезаторами и женского бэк-вокала. Изменились и тексты: отныне это песни эмоционально тяжелые, со сложной поэзией. Среди тем — религия, одиночество, сексуальность, сложные человеческие взаимоотношения.



«I’m Your Man» стал самым успешным альбомом со времен первой пластинки 1967 года. Три песни с него — I’m Your Man, First We Take Manhattan и Everybody Knows — входят в число самых популярных композиций Леонарда Коэна. Именно начиная с этого альбома, интерес к певцу пробудился у широкой публики.

Еще большую популярность принес автору альбом 1992 года «The Future», три песни из которого — The Future, Waiting for the Miracle, Anthem — вошли в саундтрек скандально известного фильма Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы».

Несмотря на то, что песня Democracy (также из альбома «The Future») использовалась Демократической партией США в избирательной кампании и исполнялась во время инаугурации президента Клинтона, сам Леонард Коэн никогда не был политическим активистом.

Леонард Коэн в 1988 году.
Фото с сайта wikipedia.org
В 1995 году пресса охотно цитировала его остроумное замечание по поводу предстоящего референдума об отделении Квебека: «Меня не интересует политическое отделение, гораздо лучше – географическое. Полагаю, всем жителям следует одновременно резко наклониться вбок и фактически оторвать Квебек от Канады и сдвинуть его на юг, к побережью Флориды. Это улучшило бы климат».

Пять лет – всю вторую половину 1990-х годов — Леонард Коэн провел в дзен-буддистском монастыре Mount Baldy неподалеку от Лос-Анджелеса и даже принял там имя Jikhan, что означает «молчание». К музыке он вернулся только в 2001 году, выпустив совместно с Шэрон Робинсон альбом «Ten New Songs», куда вошли, в частности, такие шедевры, как Boogie Street и A Thousand Kisses Deep. Критики отмечали, что, возможно, это самый меланхоличный и спокойный альбом Коэна.

Финансовый кризис 2008 года нанес Леонарду Коэну тяжелый удар – он потерял почти все свои сбережения. Именно это, возможно, стало одной из главных причин того, что в том году 74-летний Коэн, наконец, объявил о начале мирового концертного тура, которого его поклонники ждали целых 15 лет. Тур проходил по различным городам Европы и Северной Америки и вызвал восторженные отзывы критиков. Исполнение же на Глэстенберийском фестивале песни Hallelujah на фоне заката вызвало овации публики.

В октябре 2010 года состоялся и единственный пока концерт Леонарда Коэна в России, прошедший в Кремле с огромным успехом: очередь на вход в Александровском саду растянулась на несколько сот метров, а у Кутафьей башни произошла давка.

Вскоре после этого тура Леонард Коэн был внесен в Зал славы американского рок-н-ролла как символ его «вхождения в высший эшелон самых влиятельных музыкантов эпохи». В прошлом, 2011 году ему была присуждена Литературная премия принца Астурийского, высшая литературная награда Испании, а также премия Гленна Гульда, которую нередко называют «музыкальной Нобелевской премией» (в свое время об этом писали «Контуры»).

Коэн уверяет, что писать песни для него – крайне трудоемкий процесс. Например, песня The Future, по его словам, переписывалась им не один десяток раз. В одном из своих интервью певец рассказал: «Несколько лет назад мы с Бобом Диланом пили кофе в Париже. В то время он исполнял песню Hallelujah на своих концертах и спросил меня, сколько времени ушло на её написание. Я сказал: “Два года, почти целиком”. Он был в шоке. Затем мы заговорили о его песне I And I и я спросил: “Сколько времени ты потратил на то, чтобы написать её?” Он сказал: “Практически 15 минут”. Я чуть не упал со стула. И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на Hallelujah ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять».


Антон Переверзев

Теги:Видео, леонард коэн, Аудио, Музыка, Leonard Cohen

Читайте также

Комментарии