Главная › Статьи › Политика
Политика
Ледяная пустыня Лубянки
15.12.2012 3681 2.7
100 тысяч на Болотной год назад. От силы пара тысяч митинговых завсегдатаев, собравшихся на Лубянке сегодня и толкавшихся там, пока скука, мороз и полиция не загнали их обратно в метро. Sic transit gloria mundi.

Беспрецедентный протест прошлого декабря, митинги, равных которым Москва не видела со времен горбачевской перестройки, через год обернулись чем-то, уступающим по накалу драматизма даже лимоновским ежемесячным бдениям на Триумфальной.

Есть две политические реальности. Одна – предъявляемая urbi et orbi. Со злодейкой-мэрией, по указке из Кремля в одночасье «упершейся рогом» и вознамерившейся во что бы то ни стало растоптать конституционные права граждан. С двенадцатью тысячами «интернет-избирателей», передавших Координационному совету оппозиции свой наказ стоять «на своем» под стенами мэрии, как герои-панфиловцы (где они, кстати, эти полчища непримиримых хомячков, отчего не пришли на Лубянку?). С мудрыми, но принципиальными вождями, не поступившимися народной свободой, но и не призвавшими граждан к беспорядкам.

Вторая – для внутреннего употребления. Реальность политиков, понимающих, что от убийственного для них сравнения беспрецедентных митингов прошлого декабря с нынешней «движухой» их может спасти только сбрасывание фигур с шахматной доски и истеричные вопли «ухи, ухи больно». Именно отсюда – внезапная их несговорчивость, привередливое нежелание митинговать на той же Болотной площади или маршировать по Бульварному кольцу.

Да, власти прекрасно понимают, что с ними говорят уже не те люди, за спиной которых – десятки и сотни тысяч протестующих граждан. Но если бы отказа московской мэрии не было – его пришлось бы выдумать.

Потому что иначе пришлось бы признать очевидное: год назад у оппозиции не было ничего, а люди массово выходили на московские улицы и площади. Сегодня у оппозиции есть и десятки тысяч интернет-избирателей, и избранный этой публикой Координационный совет со всеми своими куриями, удостоверениями и интернет-трансляциями. Нет только одного: обычных нормальных людей, которые понимали бы, ради чего именно, за какие конкретные требования им предлагают митинговать на площади «за все хорошее и против всего плохого» под предводительством советского кагэбэшника, молодого упыря-сталиниста, популистского блоггера-ксенофоба, изображающего борьбу с коррупцией, недалекого профессионального комсомольца, кочующего по разным политбюро от «Яблока» до «Солидарности», да красивой гламурной умницы-телеведущей.

Людей хотя бы с такой степенью мотивации, как те, что приходили на митинг в защиту своих собак от «догхантеров», или как те, что выходили протестовать против принятия гомофобных законов в Питере.

За год можно было бы сделать многое, чтобы направить в нужное русло готовность сотен тысяч, если не миллионов, проснувшихся граждан заниматься политикой. Чтобы предложить содержательный и осмысленный политический проект. Например, референдум о переходе на мажоритарную избирательную систему, о введении гражданско-правовой ответственности судей за неправосудные решения, об отмене лицензирования СМИ и запрета на участие в них иностранного капитала, об отмене воинской повинности…

Вместо этого новички в оппозиционном руководстве предпочли заняться игрой в бирюльки, пафосно утверждая, что они «не политики» (что, впрочем, истинная правда), а профессиональные революционеры со стажем продолжили свой привычный мелкий политический гешефт.

Итог – закономерен.

И значит, нам предстоит еще не один год бродить в безжизненной ледяной пустыне, довольствуясь фельдфебелем вместо Вольтера и фигурой Удальцова в неработающем фонтане – вместо настоящей политической оппозиции.
Николай Храмов
Уважаемый читатель, редакция "Контуров" напоминает, что Вы можете поддержать автора разумным, на Ваш взгляд, гонораром. Из Ваших отчислений складывается оплата труда журналиста.


Читайте также

Комментарии